Здесь может быть Ваша реклама
Свяжитесь с админом форума

Разгульная Масленица



Во всем мире слова «русская кухня» ассоциируются с пельменями, самоваром и стопкой румяных блинов. А в меню заграничных ресторанов так и написано — blini. Ценителям лакомства перевод не нужен!




Помните пушкинское:
«Они хранили в жизни мирной
привычки милой старины:
у них на Масленице жирной
водились русские блины»


Уже одним этим четверостишием из «Евгения Онегина» о блинах сказано очень много. И об их исконно русском происхождении, и о почтенном возрасте. Румяная лепешка была свидетелем всех главных событий в жизни человека. Блины пекли, когда в доме рождался ребенок. Ими девушки на Святки угощали первого встреченного мужчину, веря в то, что суженого будут звать его именем. А люди постарше, раздавая лепешки нищим, чтили память предков. И в крестьянской избе, и в боярском доме блины считались символом солнечных дней, хороших урожаев и счастливых браков. Но особая роль блинам отводилась на Масленицу — в последнюю неделю перед Великим постом, когда устраивалось прощание с зимой. Люди верили, что лепешка, похожая на солнышко, зазывает в гости своего небесного друга, а вместе с ним и весну.
Но, не будем забегать наперёд, давайте по порядку, ведь в этом празднике так много интересных обычаев, истории и загадок.

Масленица справляется за семь недель до Пасхи. В последнюю неделю перед Великим постом.
Русская Масленица пришла к нам из далеких языческих времен. Самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. У древних славян это был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Народ любил его и величал ласковыми словами: «честная Масленица», «веселая», «касаточка», «перепелочка», «переберуха», «ясочка». Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его (обычно это конец января — начало марта) и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.
Вся неделя празднования Масленицы по церковной терминологии именуется мясопуст, т.е. полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым и строгим дням Великого поста. А длиться он будет долгих семь недель, до самой Пасхи.
Но люди еще в седую старину нашли выход из условий мясопуста: нельзя есть мясо, но ведь существуют молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название «Сырная неделя». Кроме того, не воспрещается рыба. Но главным атрибутом этого, уже не зимнего праздника у русских всегда считались блины. Даже поговорка такая была: «Без блина не маслена, без пирога не именинник».
Историки и писатели отмечают широкий размах праздника, участие в нем всех — и старого, и малого, и простолюдина, и знатного.
Все семь дней масленичных гуляний блин был окружен почти царскими почестями. Ни одно скоморошье представление и катание на санях не обходилось без румяных блинщиков с лотками. Они без устали сновали среди толпы, предлагая отведать блинов и сбитня — горячего напитка из воды, меда и специй.
Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней масленицы. Каждый день такой недели был по-особенному ярок и самобытен.


ПОНЕДЕЛЬНИК назывался встречей.
В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начинались катания. Песни, которые поют в день «встречи», отличаются жизнерадостностью, веселым настроем:

А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали…
В этот день блинами потчевали приехавших в гости сватов.


ВТОРНИК — заигрыш.
С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой и масленичным Дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках и на простых розвальнях. Было в почете и другое нехитрое развлечение — катания с обледенелых гор. Между тем, старались накормить блинами собравшуюся на забавы молодежь.
М. Забылин, автор книги «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», вышедшей в 1880 г., писал:
«В Петербурге в прежнее время масленичное гулянье было устраиваемо на Исаакиевской площади. Тут были устраиваемы и балаганы, и ледяные горы, и карусели, а по окраинам или вне пределов этой местности, назначенной для удовольствия публики, так называемой горной, была установлена езда в экипажах, прогулка аристократии и вообще богатого народа. В Москве до конца XVIII века катание на Масленице производилось на Москве-реке и на Неглинной, от Воскресенских до Троицких ворот, где ныне разбит Александровский сад. При Петре Великом масленичные потехи помещались близь Красных ворот, где Петр сам в понедельник на Масленице открывал масленичное торжество, покачавшись со своими офицерами на качелях».
Екатерина II после своей коронации в Москве дала народу на Масленице маскарад, режиссером которого был известный актер конца XVIII века Федор Волков. Вот как описывается это увеселение в романе В.Я. Шишкова «Емельян Пугачев»: «Двор продолжал веселиться вовсю. Московский люд в конце концов тоже получил свою долю удовольствий. Наступила Масленица. По Москве появились афиши, что три последних дня масленой недели с десяти часов утра ежедневно по улицам Немецкой, двум Басманным, Мясницкой и Покровке будет ездить большой маскарад под названием «Торжествующая Минерва», в коем изъявит «гнусность пороков и стезя наук и добродетели». На смотренье маскарада и на вечернее катание с гор приглашались «всякого звания люди». А на тех гуляшах в особом театре представят, мол, народу разные игрища, кукольные комедии, фокус-покус и прочие»



СРЕДА — лакомка.
Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.


ЧЕТВЕРГ именовали
разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, которые ведут свое начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, например, закладывать в кулак тяжелое, бить лежачего, вдвоем нападать на одного, бить ниже пояса или по затылку.
За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было «стенка на стенку» («коллективные бои») или «сам на сам» (один на один), вести так называемые «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. С удовольствием, по-видимому, наблюдал такие кулачные бои и сам Иван Грозный. Для такого случая это увеселение готовилось особенно пышно и торжественно:

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москбу-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
(М. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова…»)

И все-таки это была игра, праздник, которому, естественно, соответствовало и настроение, и награды, и угощения. В этот день блины так же раздавали заглянувшим в дом колядникам, которые возили по улицам чучело Масленицы.


ПЯТНИЦА масленичной

недели была известна как «тещины вечера». Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, помочь холостой молодежи найти себе пару. Больше всего внимания и почестей оказывается на масленице молодоженам. Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы.


Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Это были самые яркие, смешные и весёлые праздничные дни. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу они сами устраивали «тещины вечерки» — приглашали на блины. Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Зять суетился и окружал дорогую гостью почетом. Правда, платила теща за внимание не только ласковой улыбкой. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и прочие атрибуты, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неспроста об этих традициях сложено столько забавных историй. А зятья и сегодня ждут Масленицу с неменьшим волнением чем пару веков назад. Правда, и тещам не позавидуешь: в наши дни зятя трудно удивить кулинарными изысками, а в старину такое застолье заметно опустошало кладовую. Порой зятьев у тещи бывало до полудюжины, и каждого нужно накормить посытнее и обласкать.



На «золовкины посиделки» в СУББОТУ
блинами угощали собравшихся за столом сестер мужа.


ВОСКРЕСЕНЬЕ — это проводы,
целовник, прощеный день, которым завершается Масленица. В книге М. Забылина «Русский народ» рассказывается, как еще в начале XVII века иностранец Маржерет наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-либо оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощеное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуй». Второй же отвечал: «Бог простит». Обида была забыта. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.
С этой мудрой традицией встречаемся и в художественной литературе.
В пьесе А.Н. Островского «Не так живи, как хочется» можно прочесть: «В кого такой уродился? Теперь дни прощеные, и чужие мирятся, а у них и вставаючи, и ложаючись брань да перекор…»
В воскресенье масленичной недели «сударыню-Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, и «сударыня-Масленица» торжественно сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний языческий смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе. Помните, когда в сказке «Снегурочка» крестьяне-берендеи зазывая весну пели:

Масленица-мокрохвостка!
Поезжай долой с двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Весна-красна,
Наша ладушка пришла!

В прощальных песнях, которые поют в воскресенье Масленицы, слышна мягкая и нежная нотка, зовущая весну. Однако и упрекают Масленицу в том, что она обманула людей, разорила их, все поела и посадила на Великий пост.


Давайте и мы, помятуя о древних традициях и обычаях наших предков, весело встретим разгульную Масленицу, отметим этот праздник зимы, чтобы поблагодарить её за все хорошее, что она дала. Напечем пышных блинов, покатаемся на горках, устроим посиделки с любимыми тещеньками и прогнав, наконец, прочь стужу, будем ждать весны!

Метки: , , , , , , , ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter

Комментариев к записи: 2

  1. Wilina:

    Большое спасибо за статью! Прочитала с большим интересом. Оказывается о масленице я многое не знала.

  2. Надежда:

    Очень интересная статья. Огромное спасибо!

Оставить комментарий

Свяжитесь с админом форума
RSS